16:41 

Как мы прыгали за борт

zelda fitzgerald
It's cause we know what we want, and we don't mind being alone
За пару дней до возвращения в порт, по спокойной воде без островов и достопримечательностей, мы нашли себе занятие. В порту пора была сдавать сервисной компании спасательные плоты SOLAS, у которых вышел срок службы (шестнадцать лет с ежегодным техосмотром). Поскольку, к счастью, со Штандартом ни разу не происходило ничего достаточно страшного, чтобы спасплоты потребовались, никто не видел их в разобранном виде. Капитан решил, что обидно сдавать их, не испытав.
Начали с простого. Моя вахта в кают-компании едва успела нырнуть ложками в похлебку, как раздается сирена, из офицерской вылетает босой старпом и не своим голосом орет: "тревога, человек за бортом", взлетает по трапу так, как будто ему не нужны для этого ступени, мы опрокидываем жратву и сломя голову кидаемся на квартердек. Там происходит учебная тревога по поводу надувного дельфина, выпавшего за борт из прошедшего пассажирского лайнера.
Первое, что делает команда на палубе - подбирает паруса. Огромную инертную махину корабля нужно остановить как можно скорее, по команде свистать всех наверх каждый спавший, брившийся, работавший матрос и офицер обязан быть на палубе через несколько секунд, в трусах ли, без ли. На мизерных шести узлах корабль относит от выпавшего за борт на сто восемьдесят метров за минуту. Часть команды бросается на шкоты, часть на горденя, при полных парусах на фрегате это занимает отнюдь не мало времени. Капитан на штурвале. Оставшиеся спускают шлюпку, оперируя по команде офицера двумя талевыми, штаговой по средней линии корабля и гротовой по борту, по которому спускают. Результат напрямую зависит от уровня синхронности и кооперации. В шлюпку прыгает офицер, заводит мотор и идет к пострадавшему.
Время на выполнение всех действий по стандартным спасательным операционным процедурам - 5 минут. Казалось бы, очень быстро, но за бортом корабля в открытом море пять минут покажется вечностью. Если это северное море или океан - есть шанс не прожить и две. Если волнение, много одежды и неудачный удар об воду - можно захлебнуться сразу. Несколько лет назад матрос погиб, выпав за борт. Решил пробежать по планширю, спасти его не успели.
Мы уложились в шесть минут с копейками. Капитан собирает команду на юте для обсуждения результатов и раздачи пиздюлей.
Далее наступает час спасения всех и вся.
На Штандарте три плота - два на юте, один на баке. Выглядят они, как белые алюминиевые бочки, внутри которых хитро уложен резиновый модуль с автоматическим насосом и припасы. Каждый плот рассчитан на двухнедельное пребывание двадцати человек, так что стандартную команду покрывает с запасом - как выяснилось, очень кстати.
Плот крепится к палубе концами на глаголь-гаке, который не раскроется случайно, но сразу раскроется намеренно. Четверо матросов выкидывают плот за борт и выбирают линь. Плот раскрывается, когда линь отдернут. Линь намертво привязан к палубе, чтобы плот не унесло от корабля случайно, однако на лине есть гироскоп и манометр, которые перерезают линь на глубине трех метров, если корабль тонет.
Первый плот не раскрылся. Матросы отдернули линь, плот зашипел, подергался, поплевался и через две минуты затих. После некоторых препираний офицеры полезли за борт. Пришлось приблизиться к плоту и перетянуть его канатами, чтобы его не разорвало на палубе. Второй плот сработал. Очень быстро после отдергивания линя корпус лопнул, и из него выпрыгнул большой оранжевый батут.
Вызывают восемь добровольцев прыгать за борт. Прыгать надо на плот, с краю, чтоб не зашибить тех, кто там уже сидит. Я вызвалась, но когда подошла к планширю, решила - а прыгну-ка я не на плот, а в воду, чтобы полностью сымитировать процесс крушения. Плаваю я хорошо, физически развита, одежду сняла перед прыжком, вода не очень холодная, соленая и практически без зыби, так что это был вариант лайт, но лезла я на этот плот минуты четыре. Крутой резиновый борт высотой в полметра - потом оказалось, что с другой стороны была ступенька, и было проще обплыть плот, чем лезть на стену. Однако, к счастью, оказалось, что спасение утопающих - дело рук других утопающих. Меня вытянули, и после мы все залезли под крышу и стали изучать все, что в плоту есть. Насос откинулся куда-то прочь, так что мы его не видели, зато все остальное на месте - непромокаемые мешки с припасами, которые мы забрали на корабль, survival tool kit - наборы для рыбной ловли, плавучий якорь, весла, спасательные кольца, сигнальные ракеты, радиобуи, изолированный нож, которым невозможно проткнуть плот - все привязано на веревки; в крыше вчинен механизм сбора дождевой воды с регулируемым сливом внутрь плота. Все продумано до мелочей и устроено максимально просто.
Но при всем своем удобстве наш плот не мог спасти нас от воды. Две кишки, ведущие через крышу внутрь, не изолируют его герметично в случае шторма; четырехметровое в диаметре дно не предохраняет от переворачивания. Внутри есть ручки, за которые держатся люди во время шторма, но если туда набивается двадцать человек, они неизбежно будут биться друг об друга и ломать кости. Когда плот раскрывался, его металлические створки не унесло водой, а зажало под дном, и мы долго не могли их выбить оттуда - прыгая внутрь, я разбила себе ногу об торчащий под резиновым дном каркас. Возились мы там где-то час, и за этот час резиновый свод, нависающий над головой, теснота, вода и холод стали действовать на нервы.
Я думаю, каково было терпевшим крушение на деревянных шлюпках, или без. Когда деревянные парусники не имели на всякий случай двигателей Вольво в кормовом отсеке, GPS-навигаторов, радиосвязи и вертолетных береговых спасательных служб. Когда это было просто дерево, которое плавало и шло ко дну, как дерево. Какие чувства испытывали люди, бросающиеся с него в океан в непроглядной ночи без электрических огней.
За час нас отнесло от корабля, и нас не смогли подтянуть на шлюпке обратно, слабый мотор не тянул наш вес. Так что корабль развернулся и пришел к нам. После долго поднимали плот на борт, все промокли, развозили воду по всей палубе. Я заболела, болтаясь посреди моря в мокрой одежде. После, когда были переделаны дела и все переоделись в сухое, за ужином распотрошили мешки с припасами, поднятые с плота. Там оказались пакеты с пресной водой и сублимированный спаспаек; пищевой концентрат в брикетах - пшеница, жир, сахар. Все попробовали по кусочку. Очень сытная сладковатая масса, которую распирает в желудке, брикет в 275 кКал. Прыгавшим за борт раздали паек на память.
Искала сегодня чай на полке и наткнулась на эту коробку.


Думаю обо всех, кому приходилось выживать на этом в океане.


@темы: the last ship sails

URL
Комментарии
2016-07-22 в 18:54 

Dva-Stula
Nigga is mad I get more butts than ashtray
Моряки это астронавты.

2016-07-22 в 21:29 

Otten
Да, в старые времена все было совсем по другому, но и тогда наверное были такие умные и смелые девчата :)

2016-07-25 в 11:13 

zelda fitzgerald
It's cause we know what we want, and we don't mind being alone
Dva-Stula, две мои профессии мечты! Одна менее недостижима, чем другая.

Otten, спасибо) конечно, были, и еще куда хлеще.

URL
2016-07-25 в 16:24 

Otten
При нашей жизни еще будет шанс колонизировать Марс.

     

Galveston

главная